III Международный евразийский форум «Такси» подтвердил правильный вектор развития службы заказа такси «Максим». Об этом мы поговорили с Максимом Шушариным, который был на форуме одним из ключевых спикеров.
— Максим Викторович, какие главные тенденции в развитии отрасли выделили участники форума?
— Мир изменился. И совершенно ясно, что такси вынуждено подстраиваться под требования клиента. Службы заказа такси смогли разработать современные сервисы, которые конкурируют с иностранными лидерами, не давая им полностью захватить российский рынок и выполняя функцию импортозамещения. Сегодня ведется большая работа, связанная с мобильными приложениями. Мы спорим о правилах деятельности служб заказа такси и таксомоторных компаний, а ведь в будущем, с развитием технологий, может не остаться ни одних, ни других. Возможно, будут лишь приложения в телефоне, которые позволят очень быстро связать пассажира и водителя. Человек, имея смартфон в руках, будет видеть свободные машины и просить конкретного водителя отвезти его.
— Значит, служба заказа такси «Максим» выбрала верный путь для своего развития, когда сосредоточилась на агрегации заявок, а их выполнение передала независимым перевозчикам?
— Бесспорно, и это абсолютно законный путь. Рынок развивается по пути разделения труда. Каждый должен делать то дело, в котором он является специалистом. Одни люди должны организовывать работу операторов контакт-центров, другим нужно разрабатывать программные продукты и оказывать техническую поддержку, третьи заняты привлечением и удержанием пассажиров и перевозчиков, четвертые безопасно перевозят пассажиров, пятые проводят технический и медицинский осмотр. С этим как раз связана эффективность формата нашей работы. Например, даже с точки зрения использования автомобилей. Количество машин на линии должно соответствовать спросу, а он резко меняется. Заказов вечером в пятницу и субботу или праздничные дни в 2 раза больше, чем в обычное время, и в 4 раза больше, чем ночью. У таксопарков либо не хватает своих автомобилей на пиках нагрузки, либо они простаивают при минимуме заявок. А мы как служба заказа можем привлекать на непродолжительное время большое число перевозчиков, чтобы оказать людям услугу в часы пик, и при этом оставить минимально нужное число перевозчиков в ночное время. Чтобы клиент всегда мог уехать, а водитель — заработать.
К слову, самое обидное, что на форуме очень мало внимания уделялось конечному потребителю. Большинство участников защищали какие-то свои корпоративные интересы. Мы же открыто заявили, что создали действительно массовую недорогую услугу. Еще несколько лет назад, чтобы заказать машину, надо было ждать долго и платить дорого. Сейчас машина приезжает быстро, а цены абсолютно адекватные. Это то, что нужно клиенту.
— Основной целью форума была заявлена выработка эффективных решений в сфере нормативно-правового регулирования таксомоторной отрасли. Что изменится в ближайшее время на законодательном уровне?
— Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится проект нового закона о государственном регулировании таксомоторных перевозок. Это первый законодательный акт, который вообще определяет понятие операторских служб и не относит их к перевозчикам. В некоторых городах из-за смешения понятий и непонимания надзорных органов того, кем мы являемся, идет смешение обязанностей и ответственности. От нас требуют того, чего мы делать не должны: выдачу кассовых чеков, ведения журнала учета заявок или выдачу путевых листов. Проект закона определяет сферу ответственности операторских служб — это достоверность сведений о заказе, качество именно информационной услуги. Законодатель учел реальность.
По итогу форума готовится резолюция. До 24 августа организаторы форума ждут наших пожеланий. Я думаю, что в основном свои предложения будут писать те таксомоторные компании, которые не хотят принятия закона в нынешней редакции. Мы, в свою очередь, поддержим существующий проект закона. Надеемся, что это, наконец-то, избавит службы заказа от необоснованных претензий и ложных обвинений со стороны таксопарков.
— Представители службы заказа такси «Максим» впервые приняли участие в подобном форуме. Каких целей удалось достичь?
— Во-первых, мы заявили о себе. Во-вторых, защитили ту схему, по которой работаем. Причем сделали это в полном соответствии с законом. В-третьих, нам удалось донести до партнеров и конкурентов тот факт, что мы открыты для диалога. Мы заметили, что участникам форума было интересно выслушать наши мысли по поводу сложившихся обстоятельств в отрасли. И это, в свою очередь, говорит о том, что мы создали определенную базу для того, чтобы в дальнейшем к нам прислушивались. Нас уже пригласили на крупный профессиональный форум, который будет проходить в Новосибирске. Также мы заранее получили приглашение на следующий Международный евразийский форум «Такси». Все это говорит о том, что участники рынка признают наше право на существование и на ведение деятельности по такой схеме, по которой мы работаем.